Хасэгава Тохаку – творческий путь и уникальный авторский стиль • Yumenohikari

Хасэгава Тохаку – творческий путь и уникальный авторский стиль

Японская ЖивописьЯпонское ИскусствоЯпония в лицах

Хасэгава Тохаку японский художник Хасэгава Тохаку (長谷川等伯1539 – 19.03.1610) – японский живописец XVI – начала VII столетия и основатель школы Хасэгава, чьё творчество охватывает исторические периоды Адзути-Момояма и начальный этап эпохи Эдо в Японии. Хасэгава родился в 1539 году в Нанао, на полуострове Ното, который в те времена представлял собой одноименную историческую провинцию в Стране восходящего солнца (в настоящее время территория современной провинции Исикава).

Творческий путь Хасэгава начал как художник преимущественно буддийской живописи в своем родном Ното. Он изучал буддийскую иконографию и проявлял интерес к японской живописи ямато-э.

Позже, когда художнику исполнилось тридцать лет, он переезжает в Киото. В тот период в Японии большого расцвета достигла так называемая школа Кано, которой руководил Кано Эйтоку. Школа Кано была в то время известна, прежде всего, благодаря большим программным картинам, которые украшали интерьеры и стены замков крупных военачальников и князей. Часто работы были исполнены тушью на белой бумаге или же представляли собой формат декорированных золотым фоном раздвижных дверей, ширм. Произведения выполняли не только эстетическую функцию, они демонстрировали богатство внутреннего убранства, но также выполняли роль отражателей света в тусклых комнатах замков. Ранние работы Хасэгава Тохаку были исполнены в этой характерной манере школы Кано, как, например, «Клен», созданный в 1953 году.

Хасэгава Тохаку В то же время Хасэгава Тохаку глубоко изучал художественные стили рисования тушью более ранних исторических периодов: Муромати в Японии и Сун в Китае, исследую работы выдающегося японского художника и монаха Сэссю Тойо и крупнейшего китайского живописца Му Ци, к которым, как предполагается, он имел доступ в храме Дайтоку в Киото. По прошествии времени, проведенном им в Киото, Хасэгава Тохаку разработал свой собственный стиль, отличный от приемов школы Кано и более преемственный традиционной японской живописи. Он ратовал за возвращение к минимализму своих предшественников. Его настолько восхищали работы Сэссю Тойо, что он даже попытался провозгласить себя пятым преемником великого живописца. В любом случае, влияние Сэссю можно особенно проследить в более поздних работах Хасэгава. Среди них, особое место занимает программная работа «Сосновый лес».

Сосновый лес

«Сосновый лес» датируется ориентировочно 1590 годом. Произведение исполнено монохромной тушью. Оно уникально тем, что удивительной палитрой тонов и полутонов художник выразил невероятную глубину пейзажа, тончайшие колебания воздуха и всей окружающей атмосферы в целом. Здесь нет четких линий. Но различимы виднеющиеся в дали горы, и едва уловимы очертания ускользающих от взгляда холмов. Видимые на переднем плане полотна деревья, уникальным образом контрастируют с теми, что расположены чуть дальше. «Сосновый лес» Хасэгава очаровывает атмосферой непоколебимого спокойствия, а его созерцание, подобно медитации. Невероятная выразительность всей композиции раскрывает уникальный талант и гений художника. Произведение «Сосновый лес» внесено в список Национальных сокровищ Японии и представляет собой высочайшую культурную ценность. Хасэгава Тохаку Сосновый лес

Хасэгава Тохаку Сосновый лес Фрагмент

© Автор: • 夢の光:`О Японии от всего Сердца`
Yumenohikari.ru • Все права защищены

Дополнительные фото и видео к статье: