Японская традиционная музыка. Древний период: Музыка из глубины веков

Японская МузыкаЯпонское Искусство

Инструмент Бива Одна из важнейших составляющих японской культуры и японского мировоззрения – музыка. Данной работой мы открываем цикл статей, посвященных уникальной традиционной музыкальной культуре древней и современной Японии.

Японская традиционная музыка по-японски звучит как ho:gaku (邦楽(ほうがく). Также можно встретить наименования 和楽(わがく)или 国楽. Иногда, чтобы разделить понятия традиционной и популярной музыки, в Японии использует термин 「純邦楽」, что дословно означает «подлинная японская музыка (традиционная)».

Жанровое разнообразие японской традиционной музыки велико. Рассматривать их вне культурного и исторического контекста не представляется возможным, поскольку музыкальные жанры, песни и поэзия в Японии это всегда духовная рефлексия на исторические, культурные, религиозные события.

Поэтому сосредоточившись на музыке, для более полного представления ее исторической динамики, мы предлагаем рассматривать её в определенном историко-культурном контексте. Тем более, что именно так история японской традиционной музыки представлена на японском сайте национальной музыкальной традиции страны восходящего солнца jtrad.columbia, материалы которого послужили основой для авторского перевода и создания данной статьи.

Итак, историю становления и развития традиционной японской музыкальной культуры условно можно разделить на несколько этапов:
Древний период (доисторический – 1185 г.н.э., конец эпохи Хэйан)
Средневековый период (1185 г. – нач. XVII в., начало эпохи Эдо)
Раннее Новое Время (эпоха Эдо 1600 – 1868 гг.)
Период после реставрации Мейдзи (с 1868 г. по наст. время)

Каждый период уникален своими песенными формами, вокальными произведениями, стилевым разнообразием и инструментальным звучанием. Традиционная японская музыка до сих пор сохраняет преемственность древним японским музыкальным традициям, являя собой бесценное мировое культурное наследие.

Вглубь веков. Музыка Японии Древнего периода

О музыки Японии древнейших периодов Дзёмон ((縄文時代) - с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э.) и Яёй ((弥生時代) - 300 г. до н. э. – 250 г. н. э.) известно очень мало, однако археологами были найдены ритуальные фигурки музыкантов, свидетельствующие о важной роли музыки на ранних этапах становления японского общества и культуры. Поздний Яёй был отмечен строительством крупных погребальных сооружений. Также предположительно в этот период существовало много влиятельных кланов, что постепенно привело к доминированию клана Ямато. Государство, которое они построили, использовало язык, религию и правовую систему азиатского континента, и имело результатом своего становления высокое развитие императорского двора как политического и культурного центра в период Нара (645-710 гг.) и Хэйан (794-1185 гг.). Даже когда политическая власть императорского двора уменьшилась, тем не менее, императорский двор продолжал сохранять свои традиции, многие из которых продолжают существовать по настоящий день.

То немногое, что осталось от доисторического периода, - это несколько песен, легенд и ритуалов, записанных в первых письменных хрониках японского государства «Кодзики» (古事記/Kojiki) и Нихон Сёки (日本書紀/Nihon Shoki). В период правления императора Тэмму (673-686) – период, когда составлялись «Записи о деяниях древности» (Кодзики), – эти песни уже являлись традицией императорского двора.

С самых ранних этапов японской истории, поэзия и песни были очень значимыми культурными составляющими и четкое различие между этими двумя культурными формами не совсем ясно. Слово «uta» (歌) могло обозначать в древности одновременно и «песню» и «поэму». Известно то, что поэзия – почти всегда представлялась как действие «чтение (песнопение) вслух».

В период Нара (710—794 гг.) и Хэйан (794 – 1185 г.) в старейших императорских антологиях японской поэзии Манъёсю (万葉集/Собрание мириад листьев) и Кокинсю (Собрание старых и новых песен Японии) были утверждены поэтические стихотворные стандарты. Формы строф, стихосложение и использование поэтических образов, разработанные в этот период, нашли отражение практически во всей японской музыки и сохранялись до наших дней.

Поэзия и музыка также занимают центральное место в прозаических произведениях того времени. В Повести о Гэндзи (автор Мурасаки Сикибу, 1024 г.) , к примеру, большинство диалогов построено в поэтическо-песенной форме. Танцы в сопровождении музыки Гагаку и таких музыкальных инструментов как кото (箏/японский щипковый инструмент), флейта (笛), бива (琵琶/ общее название для национальных японских лютневых инструментов) составляю т культурный фон этой классической новеллы.

Отметим, что большая часть официальной японской культуры того времени использовала китайский язык, но китайский и японский языки сильно отличаются. Китайский язык – односложный и имеет тоны, в то время как японский язык имеет длинные многосложные слова (с множеством слогов) и не имеет тональной системы. Китайский использовался в оригинальном произношении и с различными способами для чтения его японскими словами, но исконно японская литература периода Хэйан и особенно японская поэзия, согласно материалам обозначенного выше сайта, старались избегать слов китайского происхождения насколько это возможно.

Проникновение континентальных форм музыки

Хотя Япония имела свою особую отличную от других стран культуру, императорский двор активно применял китайский язык и использовал в обиходе культуру разных церемоний и мероприятий. Не все заимствованные культурные формы сохранялись в Японии. К примеру, в ранний период японской истории в дворцовом обиходе получило распространение театральное драматическое действо в масках Гигаку, но сейчас оно существуюет только в форме сохранившихся масок, которые находятся в префектуре Нара в здании сокровищницы Сёсоин (正倉院/sho:sho:in) храма Тодай-дзи.

Бива" Периоды Нара и Хэйан ознаменованы преобладанием древнейшей классической японской музыки Гагаку (雅楽), придворными танцами и стилем буддийского пения Shomyo. Также в это время существовали и другие жанры исконных японских песен как сайбара (вокальные произведения, в основе которых лежат народные песни) и роэй (это другой тип вокальных произведений, тексты для которых брались из сборников китайской и японской поэзии: Сборник Wakan Rōei и сборник Shinsen Rōei).

Особой популярностью пользовался стихотворный (песенный) стиль Imayo или Imayo-uta. Imayo - древнее японское слово, обозначающее «новый», хотя истоки Имаё также уходят корнями в народную культуру. Слоговый ряд песен Имаё стал открытием своего времени и составлял следующую последовательность слогов: 7, 5, 7, 5, 7, 5, 7, 5. Напомним, что для Хайку характерна схема: 5,7,5. А для Танка – 5, 7, 5, 7, и 5. В песнях Имаё преобладающе звучала религиозная тематика (синтоистская и буддийская), но также музыканты пели о любви и разных повседневных мирских делах.

Итак, Гагаку (雅楽, буквально «изысканная, утонченная музыка») – сохранившаяся древнейшая музыка Японии. Представляет собой главным образом музыку для духовых и струнных инструментов, в сопровождении ударных. Некоторые инструменты, такие как кото, бива и барабаны используются и в других музыкальных жанрах, но такие как Хитирики (разновидность гобоя, 篳篥) и губной орга́н сё (笙/sho) используются только в Гагаку и составляют особенности звучания этого музыкального жанра. Многие произведения включают танцы и составляют другую часть музыкальной культуры Гагаку. А именно, музыкальное действо с преобладанием танцевальной составляющей именуется Бугаку.

Музыка Гагаку делилось на две группы: To-gaku и Rimpa-gaku. Также можно обозначить еще и третью форму Pohai-gaku. Каждая группа использовала отличные от другой музыкальные инструменты и формы, соответственно, звучание музыки и музыкальных пьес разных групп также отличалось. В действительности, музыка каждой группы исполнялась разными музыкантами и появлялись они на сцене также из разных направлений. В конце средневекового периода, то есть в конце эпохи Хэйан (XII в.), инструментальная музыка претерпела трансформации, стала проще, появились новые музыкальные пьесы, сочиненные на манер иностранных музыкальных произведений. Наряду с этими изменениями, также были и продолжали существовать и исконно японские стили, которые сохранялись жанры Гагаку. Это Кагура, Азума асоби, фузоку и уже упоминавшаяся выше сайбара.

Кагура – дословно «музыка богов». Звучит при синтоистских богослужениях. Подразделяется на два типа: Sato-kagurа (или Okagura) и Mi-kagura. Музыка Sato-kagurа и в наши звучит во всех японских храмах по всей стране, больших и малых. Mi-kagura – музыка, исполняемая в храмах при императорском дворе, при участии самого императора и в определенных синтоистских церемониях. Оркестр состоит из трех инструментов: флейта кагура-буэ, хитирики, цитра. Плюс также ведущим солирующим исполнителем применяются упоминаемый ранее инструмент из бамбука для отбивания ритма shakubyōshi.

Стиль Азума асоби представлял собой народные песни с восточных местностей древней Японии, которые также сохранялись при императорском дворе. Фузоку – также старинные народные песни из разных местностей Древней Японии. Сайбара – уже самостоятельный жанр, но, вероятнее всего, по мнению японских исследователей, истоки его происхождения также в некоторых формах народной музыки. Песни Сайбара исполнялись в сопровождении таких музыкальных инструментов как рютеки (ryūteki), хитирики (hichiriki), сё (shō), бива (biwa) и со (sō), а главный солист вся время на протяжении песни отбивал ритм при помощи парного деревянного инструмента shakubyōshi. Сё создавал основную мелодию песни.

Все эти направления существовали при императорском дворе, совершенствовались, становились более изящными и так передавались в течение столетий.

Гагаку И хотя может показаться, что влияние Гагаку на позднюю японскую музыку было не столь монументальным, одним из самых важных наследий Гагаку была эстетическая концепция «Дзё-Ха-Кю» / «Jo-Ha-Kyu». С музыкальной точки зрения она обозначает медленное начало музыкальной композиции, повышение темпа и вариативности в середине, далее продолжение в очень быстром темпе стемящееся к заключительной части, и снова постепенное замедление в конце музыкального произведения. Этот принцип устанавливал также и каждое движения танца в такт музыки. Известный японский драматург и специалист в области эстетики XV-XVI вв. Дзэами Мотокиё (яп.世阿弥 元清) сравнивал такой музыкальный темп с течением реки: начинается медленно, затем набирает скорость и в итоге образует водопад, с шумом ниспадающий в водоем. К слову, сегодня репертуар Гакаку включает следующие категории:
• Инструментальный оркестр Kangen
• Танцевальная музыка Бугаку
• Песни Saibara и Roei
• Ритуальная музыка синтоистских богослужений (Kagura, Yamato-mai, Kume-mai, и Azuma-asobi)

Оркестр Гагаку (на фото): 1 Sho:ko (небольшой бронзовый гонг)
2 Taiko (большой барабан)
3 Kakko (малый двусторонний барабан)
4 Koto (японская цитра)
5 Biwa (японская лютня)
6 Ryu:teki (японская флейта)
7 Hichiriki (старинный японский гобой)
8 Sho: (японский губной орган)

В 2009 году ЮНЕСКО включило Гагаку в список всемирного культурного наследия.

Японцы высоко ценят искусство музыки гагаку, считая его жемчужиной японской культуры. Мне встретилось следующее краткое, но очень точное выражение этого отношения:
「雅楽は日本の宝です」/ Gagaku-wa nihon-no takara desu.
(продолжение в следующей части)

© Автор: • 夢の光:`О Японии от всего Сердца`
Yumenohikari.ru • Все права защищены

Дополнительные фото и видео к статье:

Оркестр гагаку Источник: Источник: http://www.pri.org Губной орган сё Источник: http://blogs.yahoo.co.jp/moguma1338

Оркестр Гагаку:


Инструментальная музыка в аниме.
Звучание флейты рютеки и древнего бамбукового гобоя хитирики: