Уникальность театра Кабуки. Его символика, пьесы, сцена • Yumenohikari

Уникальность театра Кабуки. Его символика, пьесы, сцена

Японское искусство

Из истории театра Кабуки

Корни японского традиционного театрального искусства кабуки (歌舞伎) в драматическом танце кабуки. Мир Японии невозможно представить без этого сложного драматического искусства. Сегодня составляющие слова кабуки иероглифы 歌舞伎 обозначают: – песня, – танец и – искусство. Иными словами, кабуки – сложное театральное представление, композиционно включающее в себя песенные, танцевальные и драматические элементы. Возникновение театра кабуки относят к XVII столетию.

Кабуки Согласно сайту, посвященному японской музыкальной традиции jtrad, изначально слово «кабуки» происходило от глагола кабуку (наклоняться, склоняться, отклоняться), которое в 17 столетии, означало «что-либо не совсем правильное и не находящееся в порядке вещей» и использовалось для описания кичливого поведения и странных броских костюмов молодых людей, начавших жить мирной жизнью после десятилетий затяжных войн. Их появление и манера говорить позже была трансформирована в сценическое действие «кабуки одори» (танец кабуки). Постепенно танцы и небольшие постановки эволюционировали в сложные драмы, получившие название кёгэн. Слово кёгэн использовалось также для именования фарсов, которые сопровождали серьезные глубокие постановки тетра Но. Есть версия также, что начало театральной культуре кабуки положила служительница синтоистского святилища Идзумо-но Окуни (出雲の阿国) из Киото, которая в самом начале XVII века исполнила священный танец молитву в высохшем русле реки.

Постепенно представления театра усложнялись. С самого начала своего образования кабуки был чрезвычайно популярен среди населения. Вскоре сёгунат принял решение, что театральные постановки нуждаются в определенном регулировании, дабы не подорвать общественные и нравственные устои японского общества. С 1653 года в театре кабуки все роли исполняются взрослыми мужчинами.

Постепенно были утверждены типы ролей, их наименования:
tachiyaku – актеры, играющие мужскую роль
onnagata – актеры, играющие женскую роль
katakiyaku – актеры, играющие роль злодея
dokeyaku – актеры, играющие роль шута

Виды театральных пьес Кабуки

На сегодняшний день существуют три вида театральных пьес театра кабуки:
1. Дзидай-моно (時代物 / jidai-mono) – исторические представления, основанные на историях до периода Сэнгоку (или иначе Эпоха воюющих провинций – период с конца XV в. по конец XVI в.)
2. Сева-моно (世話物 / sewa-mono domestic) бытовые представления, основанные на историях после периода Сэнгоку японской истории.
3. Сёсагото (所作事 / shosagoto ) – танцевальные пьесы.

Кабуки Дзидай-моно или исторические пьесы в репертуаре кабуки освящают основные события японской истории. Строгие законы периода Эдо запрещали ставить в театре пьесы, основанные на современных событиях, а особенно критиковать сёгунат. Большинство представлений освящают военные действия исторического периода Намбокутё (1334 - 1392 гг.), а именно, противостояние императора Го-Дайго и основателя сёгуната Муромати Асикага Такаудзи, войны Гэмпэй 1181-1185 годов (или войны кланов Тайра и Минамото) и многие другие.

Боясь цензуры, многие представления использовали этот исторический фон для отражения современных событий. Одни из лучших примеров – одна из самых популярных в репертуаре кабуки пьеса Канадэхон Тю:сингура, изначально возникшая как пьеса бунраку(「仮名手本忠臣蔵」). События в ней разворачиваются словно в 30-годах 14 столетия, хотя на самом деле пьеса повествует о современной восемнадцатому столетию истории о мести 47 ронинов из Ако.

В отличии от дзидай-моно, повествующих главным образом о самураях, главными героями пьес Сева-моно становятся простолюдины, крестьяне и горожане. Основная тематика этих пьеса – семейная или любовная драма.

Элементы театра кабуки

Кабуки Важные элементы кабуки включают миэ (見得), характерный жест или поза актера театра кабуки, в котором он демонстрирует характер своего персонажа. В этот момент знающий зритель может выразить свое признание и восхищение достижениям и талантливой игре актера, громким голосом (掛け声 / kakegoe) провозглашая его настоящее наследственное имя (屋号 / yagо:). Еще большим комплиментом будет если при этом называется имя отца актера.

Важнейшей составляющей театра кабуки выступает грим. Рисовая пудра используется для создания белой oshiroi основы для грима. А кумадори (隈取 – гримировка) усиливают и гиперболизируют лицевые линии для создания определенного образа. Цвета линий в гриме кумадори характеризуют природу персонажа: красные линии символизируют страсть, героизм, справедливость, а также иные положительные черты; синие или черные – зависть, подлость и другие отрицательные характеристики; зеленый – сверхъестественное; фиолетовый – благородство.

Пьеса театра кабуки длится по времени намного длиннее нашего или европейского театрального представления. Некоторые пьесы, особенно исторические дзидай-моно, могут длиться весь день. Структура дневной программы была унаследована из кукольного театра бунраку и театра Но, но также она проявляется и вдругих видах японского искусства, являясь традиционной для Японии. Речь идет о концепции Дзё-Ха-Кю (序破急), которую мы уже успели рассмотреть в статье о традиционной японской музыке. Согласно данной концепции строится вся структура пьесы, ею определяются действия актеров и даже устройство сцены.

Полная пьеса (полная программа пьесы) занимает пять актов. Первый акт соответствует Дзё указанной выше концепции. Они постепенно вводит зрителя в суть сюжета, знакомит с персонажами. Следующие три акты соответствуют Ха, события набирают скорость, приближаясь к своей кульминации, которая обычно наступает в третьем акте. Во втором или четвертом – возможна постановка каких-либо битв или сражений. Заключительный акт – Кю – почти всегда короткий. В нем раскрываются умозаключения и выводы.

Кстати, исторически традиции театра Кабуки в Эдо (прежнее название Токио) и регионе Осака и Киото принципиально различались стилистикой представления и манерой игры актеров. Представления кабуки региона Камигата (Осака и Киото) были более уравновешенным и сосредоточивались на реализме игре актеров.

Важнейшая составляющая театра кабуки музыкальное искусство лирического стиля Нагаута (長歌, «длинная песня»). Большинство танцевальных постановок используют Нагаута в качестве аккомпанемента. Также вся фоновая музыка создается оркестром Нагаута. Искусство Нагаута эволюционировало вместе с развитием кабуки, Нагаута включает такие музыкальные инструменты как сямисэн, бива.

Сцена в кабуки также имеет интересное устройство. Главные её особенности – Кабуки но бутай и Ханамити. Кабуки но бутай – вращающаяся сцена с устроенными люками, которые позволяют актерам неожиданно появляться и исчезать. Ханамити – часть сцены, которая позволяет разворачивать действие непосредственно в зрительном зале.

Знаменитые пьесы театра кабуки

К наиболее известным пьесам кабуки относятся:
1) Kanadehon Chu:shingura (「仮名手本忠臣蔵」かなでほんちゅうしんぐら). Уже упоминавшаяся выше легенда о мести 47 ронинах из Ако за смерть своего господина.

2) Yoshitsune Senbon Zakura(「義経千本桜」-よしつねせんぼんざくら). Пьеса написана была в 1747 году для кукольного театра бунраку Такедо Изумо II, Miyoshi Sho:raku and Namiki Senryu: I. Годом позже пьеса была адаптирована для постановки в театре кабуки. Повествует пьеса о военных действиях Гэмпэй, противостоянии кланов Тайра и Минамото, междоусобицы братьев Ёсицунэ и Ёримото из клана Минамото, наступлении мира.

3) Sugawara Denju Tenarai Kagami (「菅原伝授手習鑑」-すがわらでんじゅてならいかがみ). Пьеса повествует о жизни знаменитого ученого, поэта, государственного деятеля второй половины IX века в Японии Сугавара но Мичидзане (845–903), который был изгнан из Киото недоброжелателями из рода Фудзивара. Его смерть вызвала ряд бедствий в столице. Впоследствии, Сугавара но Мичидзане был обожествлен как Тэндзин, божество и покровитель познания, учености, поэзии.

Уникальность театра кабуки в его абсолютной оригинальности. И помимо перечисленных выше особенностей исполнительского, музыкального и танцевального искусства, устройства сцены, особенностей грима и сюжетов, кабуки – это, прежде всего, невероятный японский символизм. Высоко стилизованные движения актеров призваны передать те или иные смыслы сюжета, эмоций, поведения персонажа. И это чрезвычайно важная составляющая искусства кабуки, поскольку в представленной символической стилизации на сцене искусно воплощаются и древнейшие формы японского драматического действа, возможно, которые и не всем японцам могут быть абсолютно во всех нюансах понятны. Поэтому, для получения большего эстетического наслаждения и понимания происходящего, прежде, чем Вы решите посетить театр кабуки, лучше будет хотя бы в общих моментах ознакомиться с историей того театрального действия куда Вы пойдете.

В ноябре 2005 года японский театр кабуки был внесен в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
(к статье: фото и видео)

© Автор: • 夢の光:`О Японии от всего Сердца`
Yumenohikari.ru • Все права защищены

Дополнительные фото и видео к статье:

Театр кабуки Источник: Photo by SHOCHIKU CO, Ltd http://met-live.blogspot.ru кабуки Источник: http://www.kabuki-bito.jp