Кацусика Хокусай: выдающийся японский художник укиё-э

Японская живописьЯпонское искусствоЯпония в лицах

Кацусика Хокусай (по-японски 葛飾 北斎(かつしか ほくさい)(окт.1760 – 10 мая 1849) - величайший японский художник и мастер японской гравюры стиля укиё-э(浮世絵師 (ukiyo-eshi) знаковой исторической эпохи Эдо в Японии. Также он один из представителей культуры Касей (化政文化(かせい ぶんか). Этим термином часто обозначают японскую культуру конца 18 – начала 19 столетия, когда высокого развития и популярности достигает городская культура «тёнинов» (социальный класс в Японии: городские ремесленники и купцы), традиционный театр кабуки, японская гравюра укиё-э и традиционное японское культурно-философское течение кокугаку.

Красная Фудзи, Кацусика Хокусай На протяжении всей своей творческой деятельности Кацусика Хокусай использовал порядка тридцати псевдонимов. «Кацусика Хокусай» дословно в переводе «одержимый живописью».

Творчество Кацусика Хокусая многогранно. Особенно важно и интересно его философское наследие, его мысли о творчестве, живописи, о современной ему эпохе. Он оставил поистине гигантское творческое наследие – тридцать тысяч картин и более пятисот иллюстрированных книг. В данной статье мы коснемся нескольких знаковых для самого Кацусика Хокусая работ, характерных для более позднего периода его творчества, которые по праву демонстрируют творческую гениальность, глубокую осмысленность и неподражаемость работ выдающегося мастера.

Тридцать шесть видов Фудзи

Итак, в 1830 году выходит в свет уникальная серия гравюр по дереву Кацусика Хокусая «Тридцать шесть видов Фудзи» (富嶽三十六景 / Fugaku sanju: rokkei). Эту серию больших цветных гравюр японский художник нарисовал в возрасте 70 лет. На каждой картине присутствует изображение священной горы Фудзи. «Тридцать шесть видов Фудзи» знаменует собой особое глубокое внимание художника к священной великой горе как символу вечности. Художник изображает Фудзи с различных мест и расстояний, в разные времена года и при разных погодных условиях, и всегда при выразительных впечатляющих обстоятельствах и окружении. Одни из самых известных картин этой серии: «Большая волна в Канагаве», «Внезапный дождь под горой», «Победный ветер. Ясный день» или «Красная Фудзи» (вверху), «Мост Нихонбаси в Эдо», «Кривая сосна в Аояме», «Храм Хонгандзи в Асакусе».

Картина из этой серии «Большая волна в Канагаве» Кацусика Хокусая бесподобна своей выразительностью и метафоричностью. Огромная волна доминирует над всем пространством картины. Крошечные лодки и виднеющийся вдали пик Фудзи словно созданы художником только лишь для того, чтобы подчеркнуть эту всеобъемлющую мощь водной стихии. Резко изогнутые линии волн, зубчатые на концах, они словно охотник, который пытается схватить свою добычу. И, кажется, что у хрупких лодок нет шансов… Напряжение и сильное чувство опасности создает эта застывшая в своем падении огромная волна. …Благоговение перед сокрушающей и всеобъемлющей силой природы.

Кацусика Равновесие между водой и другими элементам морского пейзажа подчеркивает движение, а также совершенный баланс и тонкую грань между властью природы и её вечной красотой. И кстати, многие искусствоведы задавались риторическим вопросом: «Странен всё же шторм у художника… Солнце продолжает освящать небо…»…

К слову, помимо Кацусика Хокусая серию гравюр под названием «Тридцать шесть видов Фудзи» в истории японского искусства создал еще один выдающийся художник – Утагава (Андо) Хиросигэ) в 1858 году.

Сто видов Фудзи

Далее, изначально задумав как продолжение указанной выше серии, в 1834-1835 гг. Кацусика Хокусай издает еще три альбома – серию еще одних собственных гравюр «Сто видов Фудзи» (富嶽百景/ Fugaku Hiyaku-kei) . Гравюры «Сто видов Фудзи» схожи тематически с предыдущей монументальной серией, но в тоже время принципиально отличаются от нее. И не только тем, что эта серия выполнена монохромно (черные, серые, белые тона и полутона), а прежде всего и новым прочтением и взглядам на саму природу, её величие и одновременную близость человеческому бытию. Также отметим, большое внимание к деталям, новый взгляд на композицию и новые мотивы в изображении самой Фудзи-сан, эмоциальность. Монохромной техникой исполнения, едва уловимыми полутонами Кацусика Хокусай словно смог передать нам настроение горы и всю глубину её очарования и загадки.

«Манга» Хокусая

Одна из монументальных художественных работ мастера – «Манга», что в переводе «Рисунки или зарисовки Хокусая» (北斎漫画). «Манга» Хокусая представляет собой пятнадцать выпусков, которые выходили в период с 1815 по 1878 год. «Манга» Кацусика Хокусая иллюстрирует городской быт, изображает повседневность и особенности нравов периода Эдо в Японии. В «Манге» Кацусика Хокусай делает зарисовки не только людей, но также животных. Последним посвящен отдельный четырнадцатый выпуск. «Рисунки Хокусая» – это своего рода путевой дневник художника, в котором он пишет и выражает свои мысли посредством картин. «Манга» бесценна как кладезь информации и о воззрениях самого художника на жизнь и творчество, но также как уникальный источник культурных реалий и ценностей эпохи Эдо в Японии, «золотого века» искусства и культуры страны восходящего солнца.

О просветленном состоянии творчества

Кацусика Хокусай прошел сложный жизненный и творческий путь, знал, что такое голод, бедность и лишения. Но через тернии всегда продолжал идти своею дорогою, не желая потакать вкусам публики и вызывая непонимание со стороны коллег по мастерской. Он усердно прокладывал путь к собственному художественному стилю и просветленному состоянию творчества.

Кацусика Хокусай Возможно, лучше всего презентуют художника его собственные слова, написанные им в предисловии к работе «100 видов Фудзи»:
«С шести лет я любил изображать различные формы вещей. Я стал художником и с пятидесяти лет мои картины стали часто публиковаться и добились некоторой популярности. Но ничего из того, что я рисовал до 70 лет не достойно внимания. В семьдесят три я стал способен понять рост растений и деревьев, строение птиц, животных, насекомых и рыб.

Я буду стараться и дальше, и, когда достигну восьмидесяти, я надеюсь достичь большого прогресса, так чтобы в девяносто увидеть самую суть, лежащую в основе всех вещей. Так, что когда мне будет сто лет, я достигну просветленного состояния своего творчества, и тогда в сто десять, сто тридцать, а может и более лет, каждая точка и каждая строчка будет как живая мысль».

Большое влияние творчество Кацусика Хокусая оказало и на европейских художников XIX века, особенно оно проявилось в стиле ар-нуво в Германии и в импрессионизме. Мотивы работ Хокусая присутствуют в живописи французских художников Клода Моне (основатель импрессионизма) и Пьера Огюста Ренуара. Гравюрами Хокусая интересовались также Эдгар Дега, Гоген, Мане, Ван Гог, Франц Марк.

Творческие достижения гениального японского художника Кацусика Хокусая – жемчужина не только культуры и искусства Японского архипелага, но неотъемлемая часть всемирного культурного наследия.

(в приложении ниже: фото и два видео)

© Автор: • 夢の光:`О Японии от всего Сердца`
Yumenohikari.ru • Все права защищены

Дополнительные фото и видео к статье:

Кацусика Хокусай Источник: http://flyvapnet.com Кацусика Хокусай Источник: http://flyvapnet.com японский художник Источник: http://flyvapnet.com/myPictures/Art/Hokusai Хокусай Источник: http://flyvapnet.com Источник: http://flyvapnet.com/myPictures/Art/Hokusai Хокусай Источник: http://art.famsf.org Источник: http://uploads7.wikiart.org